Использование program, begin…end, write, readln, Uses Crt, Clrscr

В этом уроке мы напишем самую простую программу, состоящую всего из пяти строк. Эта программа будет выводить сообщение на экран. Для написания программы нам необходимо знать как работают операторы Write, Readln, а также понять для чего нужны зарезервированные в Паскаль слова Program, Begin, End.

В строке №1 записывается заголовок программы. Все программы, написанные на языке Pascal, начинаются со служебного слова program. Слово program зарезервировано в Pascal, т. е. оно может использоваться только для объявления имени программы. Далее, через пробел записывается название программы, которое мы придумываем сами. Для примера назовем нашу первую программу «number1». В конце первой строки ставится точка с запятой.

Строка №2. Тело программы начинается с зарезервированного в Pascal слова begin. После него не ставится точка с запятой. Заканчивается программа зарезервированным словом end. (строка №5). После слова end ставится точка. Конструкция begin…end является разделом операторов. Внутри этого раздела находятся операторы, которые будут выполняться программой. В любой программе должны присутствовать слова begin…end.

В строке №3 записывается первый оператор, который будет выполнять программа. Оператор Write служит для вывода на экран какого-либо сообщения. Текст этого сообщения записывается после слова Write, заключается в круглые скобки и в апострофы. В конце обязательна точка с запятой (все операторы в программе должны отделяться друг от друга точкой с запятой). Таким образом, в результате работы оператора Write на экран будет выведено сообщение «Привет.»

В строке №4 записывается оператор readln. Этот оператор служит для задержки экрана, чтобы мы могли увидеть результаты выполнения программы на экране. Если его не использовать, то после того как программа будет выполнена экран сразу свернется и мы не успеем увидеть выводимое на экран сообщение. Кстати, оператор Readln можно не использовать. А для того чтобы увидеть результаты выполнения программы можно нажать Alt+F5. После оператора Readln у нас не стоит точка с запятой т. к. далее идет оператор end. (перед End. точка с запятой не обязательна). Теперь наберем нашу программу в Паскале.

Сохраним, нажав F2 (или в командной строке File-Save) и запустим ее, нажав Ctrl+F9 (либо в панели команд Run-Run).

Получим следующий результат.

Самая нижняя строка и есть наш результат.

Теперь нажмем Enter (для завершения выполнения программы) и еще раз запустим программу.

Получим следующий результат.

Этим примером я хочу показать Вам, что каждый раз при запуске программы старые результаты программы тоже будут выводиться на экран. Для того чтобы этого избежать, используется оператор очистки экрана clrscr (сокращенно от англ. Clear Screen (очистить экран)), который ставится вначале программы после слова begin. Для того чтобы этот оператор работал необходимо подключить модуль CRT с помощью команды USES.

Программа будет выглядеть так:

Заметьте, что после Uses Crt и после Clrscr ставится точка с запятой.

После запуска (ctrl+F9) окно вывода сообщения будет иметь вид:

Дополнение к материалу.

1. Программа, запущенная в Free Pascal обрабатывается какое-то количество времени. Поэтому после запуска необходимо подождать несколько секунд. Вы увидите сообщение о том, что выполняется программа, а через несколько секунд (1-20) увидите результат выполнения программы.

2. При запуске программ, которые должны выводить на экран текст на русском языке может возникнуть проблема с кодировкой. В консольном окне вы увидите непонятные символы. Для того чтобы этого избежать небходимо кликнуть правой кнопкой мыши по верхней части консольного окна (там, где написано C:\FPC\2.2.2\bin\i386-win32\fp. exe), выбрать «Свойства» и перейти на вкладку «Шрифт». Здесь выбираем «точечные шрифты» и нажимаем Ok.

3. Компилятору Pascal абсолютно безразлично какими буквами Вы будете набирать программу, заглавными или строчными, т. е. регистр при наборе программ роли не играет.

4. Имя программы (в нашем случае «number1») не играет какой-либо роли в программе, поэтому не обязательно объявлять имя программы с помощью слова «Program». Таким образом, первую строку программы можно не писать и это никак не повлияет на работу программы.

5. Как уже было сказано, слово «Program» является зарезервированным словом в Pascal. Зарезервированные слова можно использовать только по их прямому назначению. При наборе программ в редакторе Pascal все зарезервированные слова подсвечиваются белым цветом. Название программы «number1» является идентификатором (именем). Идентификаторы – это последовательности символов, которые придумывает сам программист. В нашем примере нам необходимо было придумать название программы. При написании идентификаторов используются определенные правила:

  • Идентификатор начинается с буквы, или знака подчеркивания.
  • Содержит только буквы, цифры или знак подчеркивания.
  • Между двумя идентификаторами должен стоять разделитель.
  • Максимальная длина 127 символов. Все символы значимы.
  • Идентификатор не может повторять зарезервированное слово.