Turbo Pascal. Разработка программ, содержащих оператор ветвления

Все познается через труд, через преодоление ошибок (собственных), через процесс решения задач. С. Окулов. “Основы программирования”

Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи, решить которые в стандартных пользовательских программах невозможно. Программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, называют не только наукой, но и искусством.

Программирование – одна из самых традиционных тем в информатике. В течение всего периода преподавания информатики методика преподавания тем “Алгоритмика”, “Программирование” претерпела значительные изменения. Это связано с уменьшением количества уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах, но требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике нисколько не изменились, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету. Часто при изучение программирования целью становится — демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Времени на более глубокое изучение, на самостоятельное решение задач практически не остаётся. Но все — таки необходимо изыскать все возможности, чтобы преподавание темы “Программирование” оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне. Это возможно и за счет построения моделей в среде программирования при изучении темы “Моделирование”, и за счет внеклассных занятий по информатике — работы кружка “Основы программирования”.

Считаю наиболее целесообразным начинать изучение программирования с языка Паскаль. Язык Паскаль был создан в 1971 году Никлаусом Виртом как учебный язык. Основной принцип заложенный в нем – это поддержка структурной методики программирования. Большим плюсом при выборе языка программирования в пользу Паскаля, является и то, что русскоязычный Алгоритмический язык и Паскаль очень похожи, поэтому освоив первый, даже те учащиеся, которые испытывают затруднения при составлении программ, могут действовать “по образцу”.

Изучение базового курса информатики в нашей школе начинается с 8 класса, поэтому в календарное планирования в 8 кл. включены темы “Алгоритмика”, “Программирование”. За основу взят учебник С. М. Окулова “Основы программирования”. Данное учебное пособие позволяет построить занятия с максимальным использованием компьютера на занятиях, и при этом формируется определенный стиль мышления. Из нехватки времени алгоритмизацию, и язык программирования осваиваем параллельно.

При изучении данной темы в среднем звене возникают определенные трудности:

  • дети еще недостаточно подготовлены (отсутствует необходимая теоретическая подготовка детей по математике и физике и др.);
  • ученики считают, что информатику можно знать без темы “Программирование”, хотя значимость темы никто не отрицает;
  • ученики еще не сделали для себя выбор в профессиональной подготовке и не уверены, что занятия программированием им необходимы.

Больше внимания уделять программированию в старших классах заставляет и ЕГЭ. Экзамен по информатике в основном выбирают выпускники, ориентированные на получение высшего профессионального образования в сфере информационно-коммуникационных технологий. А что бы учащиеся имел отметку “4” или “5” ему необходимо сделать часть 2, которая включает задания по теме “Алгоритмика и программирование” и задания части 3, направленные на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. В этой части также проверяются умения на повышенном и высоком уровне сложности по теме “Технология программирования”.

Учитель должен помнить, что изучать программирование необходимо:

  • с целью фундаментализации курса информатики. Одним из фундаментальных принципов работы информатики является принцип программного управления компьютера. Понять его невозможно, не зная, что такое программа для ЭВМ;
  • любой школьный предмет должен выполнять наряду с образовательной, развивающей, воспитательной функцией должен выполнять и профориентационную функцию. Программирование является важнейшей профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной, престижной.

Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Цели урока:

  1. Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
  2. Образовательная:
  • сформировать представление о принципе работы условного материала
  • сформировать навыки программирования в среде TP
  1. Развивающая:
  • формирование ИКТ — компетентности;
  • развитие алгоритмического мышления.
  1. Воспитательная: способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Оборудование:

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений.
  3. Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Первичное закрепление нового материала
  6. Выполнение заданий.
  7. Рефлексия.
  8. Итог урока.