Описание разработки

изучить основных операторов языка программирования Pascal, синтаксис, семантику, а также научить учащихся использованию данных операторов при решении задач.

Задачи урока:

образовательные:

усвоение учащимися операторов и области его применения;

развитие логического и алгоритмического мышления учащихся;

развитие у учащихся познавательной активности;

развитие памяти и внимания;

развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;

воспитательные :

привитие учащимся навыков самостоятельной работы;

воспитание бережного отношения к компьютерной технике;

воспитание толерантности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный – фронтальный опрос, работа на компьютере.

Общее время: 45 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Основные операторы языка Паскаль», мультимедийный проектор, интерактивный учебный курс «Основы программирования на Turbo Pascal» издательского дома «Равновесие», компьютеры с инсталлированным на них пакетом Turbo Pascal, колонки, дидактический раздаточный материал.

План урока

Оргмомент – 1 мин.

Вводное слово – 1 мин.

Актуализация знаний и умений учащихся – 8 мин.

Изучение нового материала – 15 мин.

Закрепление изученного материала Работа на компьютерах – 15 мин.

Заключение – 3 мин.

Задание на дом – 2 мин.

Ход урока

1. Беседа с дежурным. Здравствуйте.

Кто сегодня дежурный? Кто из учащихся отсутствует на уроке?

2. Вводное слово. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными операторами языка программирования Паскаль. В каких случаях применяются данные операторы, и каков формат записи этих операторов вы узнаете на сегодняшнем уроке.

3. Актуализация знаний и умений учащихся. Актуализация знаний и умений учащихся осуществляется во время фронтального опроса, в ходе, которого им предстоит ответить на следующие вопросы:

Дайте определение линейного алгоритма.

Структура линейного алгоритма.

Приведите примеры линейных алгоритмов.

Запишите формат заголовка программы.

4. Изучение нового материала.

Учащимся предлагается прослушать интерактивный учебный курс «Основы программирования на Turbo Pascal» – Введение в Turbo PascalОператоры ввода и вывода информации», составить опорный конспект – записать формат и блок-схему в тетрадь и ответить на вопросы:

В каких случаях используется оператор Read а в каких Readln?

Чем отличаются операторы Write и Writeln?

Основные процедуры и функции модуля CRT.

Принцип выполнения операторов и примеры решения некоторых задач.

Начинаем с рассмотрения примера программы:

Найти сумму и произведение 3 введенных с клавиатуры целых чисел.

Программа будет иметь вид:

Program summa (input, output);

Var a, b,c, s,p:integer;

Readln(a, b,c);

S:=a+b+c; P:=a*b*c;

Writeln(‘сумма введенных чисел равна’,s);

Writeln(‘произведение введенных чисел равно’,p);

End.

Обращаем внимание учащихся на различную форму записи процедуры вывода и излагаем материал.

Ввод данных осуществляется с помощью процедур read и readln;

Формат записи:

Read(имена переменных); read(а, b,c);

При использовании данной процедуры после ввода значений переменных курсор остается в той же строке, то есть следующий ввод или вывод начинается в той же строке.

Readln(имена переменных); readln(a, b,c);

При использовании данной процедуры после ввода данных курсор переходит на новую строку и следующий ввод или вывод будет осуществляться с новой строки.

Вывод осуществляется с помощью процедур write, writeln.

Формат записи:

write(‘текст’, имена переменных:m:n);

writeln(‘текст’, имена переменных:m:n);

Эти процедуры работают так же, как и процедуры ввода.

Параметры m и n определяют формат вывода. Для переменных целого типа указывается лищь параметр m, для переменных вещественного типа – могут бать указаны оба параметра, в зависимости от нужного формата вывода, для символьных, строковых только m.

Затем переходим к изучению процедур и функций, имеющихся в модуле CRT.

Даем учащимся основные процедуры и функции модуля.

Процедуры:

Clrscr (clear screen) – гашение экрана(очистка окна вывода).

Gotoxy(m, n) – установка курсора в позицию m строки n.

Trxtbackground(c) – установка цвета фона; с – константа, определяющая цвет(цифра от 0 до 7).

Textcolor(c) – установка цвета шрифта; с может принимать значения от 0 до 7.

Deline – удаление строки, в которой находится курсор. Все строки ниже удаленной сдвигаются на одну строку вверх.

Insline – добавление пустоц строки в позицию курсора, все строки за курсором сдвигаются на строку вниз.

Delay(n) – приостановка выполнения программы на n миллисекунд.

Sound(n) – запуск звукогенератора с частотой тона n Гц.

Nosound – отключение звукового сигнала.

Функции:

Keypressed – значение функции может принимать два значения: true или false. Значение true, если в буфере обмена нет ни одного символа, и false – в противном случае.

Readkey – ввод символов с клавиатуры, без отображения их на экране.

Объяснение применения этих процедур и функций будет кратким. Учащиеся должны усвоить в данном случае только то, какие процедуры и функции есть, каков их формат и для чего они служат. Более полное знакомство с ними будет во время лабораторной работы.

5. Закрепление изученного материала. Работа на компьютерах Для закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить лабораторную работу.

Суть работы состоит в том, что учащиеся загружают в редактор системы указанные учителем файлы и, выполняя указания программы, анализируя ее содержание, усваивают, как работают те или иные процедуры.

Задачи, которые учащиеся выполняют на этом этапе:

Задача 1

Program perim;

Uses crt;

Var a, b,c, d,p:real;

Begin

Writeln(‘Введите значения длин сторон трапеции a, b,c, d’);

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.